Home Детская психология Почему дети становятся жестокими

ддд Почему дети становятся жестокими Детская жестокость – это очень серьезная проблема. На эту тему написано множество трудов, проводятся исследования, она беспокоит и родителей, и учителей, и психологов.
Многие специалисты, изучающие понятие «жестокость», определяют его как черту характера, выраженную в агрессии к людям и физическом насилии над ними.
Но агрессивность и жестокость – не одно и то же, утверждают ученые. Не все агрессивные действия носят жестокий характер, в то же время любая жестокость агрессивна.
Борьба с трудностями, покорение природы, например – это конструктивная, поощряемая обществом агрессия. А жестокость — разрушительное чувство, не знающее ни жалости, ни сочувствия.

Что такое – детская жестокость, где ее корни?
Некоторые ученые считают, что жестокость в людях запрограммирована генетически. Другими словами, если есть у человека этот ген, то уже ничто не удержит его от проявления жестокости.
Обследовав мозг убийц с помощью сканирования, ученые пришли к выводу, что все дело в аномалии функционирования головного мозга.
Существует и другая гипотеза – у ребенка, рожденного путем кесарева сечения, в дальнейшем могут сформироваться черты характера, вызывающие немотивированную агрессию.
Изучая и анализируя поведение детей, специалисты определили факторы, провоцирующие проявление жестокости:
1. Физиологический
Любой человек по сути своей склонен к жестокости, но маленький ребенок, совершая агрессивные действия, действует инстинктивно, неосознанно.
То есть, согласно исследованиям, признаки неосознанной жестокости появляются у детей очень рано, в 2-3 года. Эмоции в таком раннем возрасте захлестывают сознание и ум, а малыш еще не умеет ими управлять.
Поэтому он может ударить такого же малыша, разломать в гневе игрушку, не понимая, что поступает плохо.
2. Фактор воспитания
Агрессивно-подавляющий, авторитарный стиль поведения взрослых при воспитании. Дети ищут выход из накопившихся отрицательных эмоций, пытаются вымещать свою злость на тех, кто слабее.
Пример:
Родители, всегда озабоченные своими проблемами, вечно занятые, воспитывают детей «на скорую руку» посредством шлепков и крика. В итоге старший ребенок, в отсутствии мамы, папы или других взрослых поступает точно так же по отношению к младшему. Это шаг к будущей агрессивности.
3. Фактор среды, окружения.
Большое влияние на воспитание, формирование характера ребенка оказывают телевидение, интернет, компьютерные развлечения, которые часто демонстрируют насилие.
А роль родителей при этом в воспитании резко снижена из-за недостатка времени.
Появляется очень много детей, которые предоставлены сами себе.
Как результат — рост детской жестокости в школе.
Класс – это общество в миниатюре и развивается аналогично. Всегда в школе находится кто-то, кого можно унизить, обидеть.
Но если для детей младшего школьного возраста такое поведение еще не представляет очень серьезной угрозы при правильном воспитании, то с детьми постарше возникает гораздо больше проблем.

Опасности «переходного» возраста
Переходным возрастом принято считать 13-15 лет. Это очень сложное, трудное время для ребенка, когда он уже не совсем дитя, но еще и не взрослый. В этот период у детей резко снижается авторитет семьи, родителей, учителей, это возраст, когда кумиром становятся лидеры среди сверстников, супер герои остросюжетных фильмов.
Катастрофически изменяется уровень общения между подростками, процветает хамство, которое уже считается в этой среде нормой. Причем наблюдается такое не только у мальчиков, но и у девочек.
В этот период начинается половое созревание, что тоже оказывает существенную роль в становлении характера ребенка.
Еще один регулятор поведения подростков — самооценка, формирование своего собственного «Я».
Это оценка своих возможностей, самого себя. И если есть расхождения между притязаниями и реальностью, дети подросткового возраста реагируют на это очень болезненно.
Тогда даже грубое слово учителя, скандал с родителями, несостоявшаяся первая любовь, критика могут привести к срывам, неадекватному поведению, к неосознанной жестокости, а то и вовсе к последней черте — самоубийству.
Агрессию, жестокость детей также могут провоцировать:
• проблемы в семье, плохие взаимоотношения между родителями
• неполные семьи
• пьянство и драки родителей
• наркотики и курение
• отсутствие внимания со стороны взрослых
• закомплексованность по поводу внешности
• эгоизм, желание любым путем получить желаемое
• искажение понятия «свобода», понимается как безнаказанность
Понятно, что при таком изобилии причин одноразовыми мерами эту серьезную проблему не решить.
Нужна целая система профилактики. В чем она может состоять?

Как избежать появления детской жестокости
Самое главное, нужно проявлять искреннюю ЛЮБОВЬ и желание помочь своим детям стать успешными.
Ребенок не должен чувствовать себя одиноким, когда вокруг него родные люди. А это, к сожалению, бывает очень часто.
Необходимо оградить влияние телепередач, мультфильмов, компьютерных игр, фильмов, где присутствует насилие.
Желательно занять время Ваших детей секциями, кружками, клубами по интересам. Дети не должны быть предоставлены сами себе без какого-либо занятия.
Нужно пересмотреть Ваши семейные отношения, они не должны отражаться на детях.
Надо попробовать выяснить, какие проблемы интересуют Ваших школьников, кем и чем они искренне восхищаются. Разобраться, почему?
Но не всегда родители могут следовать этим рекомендациям. Редко кому удается постоянно контролировать, чем ребенок занимается, какие фильмы смотрит, сколько сидит за компьютером, с кем общается.
Поэтому, считают педагоги и психологи, нужно с ранних лет воспитывать умение отвечать за свои поступки, трезво их оценивать. А самим родителям и другим взрослым быть для детей примером, которому ребенок захочет подражать.
Предупреждение детской жестокости – задача сложная и решать ее нужно общими усилиями родителей, учителей и всего общества в целом.

Оставить комментарий


*